Испытания различных амортизаторов

Вы когда-нибудь задумывались, почему в мире производится и продается так много различных марок и моделей автомобилей? Ответ лежит на поверхности. Запросы, потребности, да и возможности у людей разные. Мужчины и женщины. Новички и опытные. Молодые и не очень. Темпераментные и спокойные. Наконец, имеющие совершенно разные суммы денег на приобретение машины. Но, даже купив автомобиль, многие из нас так и не могут избавиться от желания что-то в нем усовершенствовать, настроить "под себя".

Одни делают это своими силами, другие обращаются в специальные мастерские, предприятия, занимающиеся автомобильным тюнингом (английское слово tuning как раз и означает "настройка").

Случается, водители бывают недовольны работой подвески даже на новой, абсолютно исправной машине. Это вовсе не значит, что, скажем, штатные амортизаторы здесь плохие. Просто они не соответствуют запросам данного конкретного человека.

Подбор характеристик амортизаторов при проектировании и доводке нового автомобиля - задача отнюдь не простая (это может служить темой отдельного разговора). Главная проблема - разрешить известное противоречие. Если мы хотим, чтобы подвеска в максимальной степени предохраняла кузов от воздействия неровностей дороги, обеспечивая таким образом наилучшую плавность хода, нужен "комфортабельный" амортизатор. Если же делаем акцент на безопасность движения, на то, чтобы автомобиль хорошо "держал дорогу" - ровную и не очень, прямую и с поворотами, да еще на большой скорости и т. д., то требуется совсем другой амортизатор - "спортивный". Он отличается от "комфортабельного" главным образом более высоким усилием отбоя, благодаря чему автомобиль быстрее возвращается в исходное положение после переезда препятствия (см. рис. 1). Недостаток же его в том, что страдает плавность хода в определенных режимах движения - например, при довольно распространенной неторопливой езде по дороге с умеренными неровностями. В более жестких условиях, когда дорога очень плоха, а скорость высока, "спортивный" амортизатор, наоборот, обеспечивает наилучшие (из возможных) показатели по плавности хода (если вообще уместно говорить о ней при такой езде) и способствует сохранности кузова и узлов подвески.

Появившиеся в последнее время конструкции "думающей" подвески (с электронным управлением) позволяют в значительной степени разрешить это противоречие. Но такая подвеска, естественно, значительно дороже, сложнее и менее надежна, чем обычная, так что пока автомобилестроители в большинстве своем придерживаются традиционных ее конструкций.

Нельзя не отметить, конечно, тенденцию к переходу от двухтрубных гидравлических амортизаторов к однотрубным (их еще называют "газовыми"), но последние ничуть не "умнее" обычных, их преимущество - более стабильная работа в тяжелых условиях.

НАСТРОЙКА НА "СПОРТИВНОСТЬ"

Штатные амортизаторы автомобилей ВАЗ (производства СААЗ - Скопинского автоагрегатного завода) близки по своим характеристикам к "комфортабельному" варианту (рис. 2). Значит, возможности по улучшению плавности хода посредством их тюнинга весьма ограниченны. Понятно, что большинство владельцев они устраивают, но кого-то все-таки нет. Что делать тому, кто желает иметь более "спортивные" амортизаторы? Можно разориться на комплект от известной зарубежной фирмы. Но, во-первых, дороговато, а во-вторых, и это главное, нет гарантии, что будешь доволен результатом. Ни один продавец в магазине не представит скоростные характеристики амортизаторов, лежащих на прилавке.

Другой вариант - обратиться к профессионалам, не просто ремонтирующим амортизаторы, а умеющим закладывать в них те или иные качества. Правда, немало мастерских, где идут по легчайшему пути - весь ремонт и тюнинг сводят к замене амортизаторной жидкости более густой и, конечно, после этого скоростные характеристики не контролируют. Самый большой недостаток такого ремонта - возросшие усилия сжатия, не приносящие пользы ни самому кузову, ни тем, кто находится в нем. Кроме того, вязкость жидкости не тот параметр, которым можно свободно варьировать. При морозе автомобиль с "задубевшими" амортизаторами ведет себя как телега, и тогда говорить о таких тонких материях, как потеря устойчивости и управляемости в критических режимах работы, просто не приходится.

Грамотное изменение характеристик амортизатора заключается в соответствующей настройке его гидравлических клапанов. Амортизаторы производства СААЗ идеально подходят для тюнинга: замена отдельных деталей "начинки" позволяет "играть" его скоростной характеристикой в очень широких пределах. Но, по-хорошему, на специальных стендах должны контролироваться скоростные характеристики и вновь собранных амортизаторов. Дело в том, что малейшие различия размеров (даже в пределах производственных допусков) деталей, составляющих "начинку" амортизатора, приводят к заметным изменениям скоростной характеристики, а стало быть, поведения автомобиля.
"ПОМЯГЧЕ" ИЛИ "ПОЖЕСТЧЕ"

Специалисты, занимающиеся настройкой характеристик амортизаторов, знают, что некоторую (пусть небольшую) часть клиентов не устраивают результаты тюнинга. Поездив на машине недели две после ремонта, они возвращаются и просят (естественно, по гарантии) переделать амортизаторы. Причем одни хотят "помягче", другие, наоборот, - "пожестче". Поначалу эти претензии специалисты относили к качеству своей работы, но потом поняли, что у клиентов разные представления о жесткости и мягкости. Психолог подтвердил, что каждый человек хочет чего-то своего, что соответствует его характеру, природным данным. Но это еще полбеды. Главное же в том, что большинство почти никогда не знает заранее, чего хочет. Только поездив на "тюнинговых" амортизаторах и сравнив их с прежними, клиент определяет свое отношение к изменившимся свойствам подвески.

Теперь к повторной переделке амортизаторов мастера относятся как к чему-то неизбежному, но, прежде чем приступить к делу, стараются как можно больше узнать о манере езды клиента и условиях эксплуатации машины.

Чем же сами водители отличаются друг от друга? Представьте себе энергичного человека, спортсмена, обливающегося по утрам холодной водой. Тонус его нервной системы задан природой или приобретен тренировками и вряд ли быстро изменится. Или другой вариант: меланхоличный художник, склонный к созерцанию. Ему не доставляют удовольствия занятия спортом, езда с высокой скоростью. Поэтому в основе оценки человеком комфортабельности автомобиля может лежать его склонность к покою, расслабленности или, наоборот, к активности, подвижности. Вероятно, автомобилисты, любящие неторопливые прогулки и спокойное движение, сочтут более комфортным (и единственно приемлемым) плавность машины на ходу, а любители активной деятельности сочтут для себя приемлемыми (а иногда даже приятными) всяческие сотрясения и толчки, подчеркивающие скорость.

Кроме того, у некоторых людей (их можно назвать кинестетиками) восприятие окружающей действительности в большой степени зависит от осязательных ощущений и ощущений движения своего тела. Такие люди обладают повышенной чувствительностью к колебаниям тела и совершенно не приемлют грубой тряски. "Спортивные" амортизаторы радости им не доставят.

Выявив психологические особенности автовладельца, можно свести к минимуму (не к нулю, конечно) случаи "непопадания" и сделать так, чтобы каждый клиент получил то, что ему нужно.

Изменением характеристик амортизаторов, похоже, занимаются только у нас в стране. Американские профессионалы автосервиса (их мнением по этому поводу мы специально интересовались) считают, что амортизаторы ремонтировать незачем, проще заменить новыми. А тюнинг, в крайнем случае, может сводиться к установке комплекта регулируемых амортизаторов (отдельный вопрос - кто и как сможет их грамотно отрегулировать) или подчеркнуто "спортивных" от известных фирм. Но, учитывая их цену в России, а еще и то, что наши автомобили, наши дороги, а самое главное, наши люди заметно отличаются от западных, можно утверждать, что нам все-таки нужны наши, но разные амортизаторы. Хорошо бы, прямо от завода-изготовителя - СААЗа и других. Многие бы автомобилисты сказали им спасибо.

Пневмоподушки на Мерседес
+38 (063) 715-47-03
Находимся в г. Киеве

pnevmo-1

Наши партнеры

Комментарии

факты про амортизаторы

Амортизаторы Bilstein (Бильштайн) - это легендарное имя немецкого качества. Амортизаторы Bilstein с большим успехом начали в 1954 году устанавливаться на автомобили Mercedes-Benz, а теперь высоким авторитетом они пользуются и у BMW, Jaguar, Porsche, Maseratti, Subaru и у многих других всемирно известных брендов. Таким образом, Бильштайн стал занимать лидирующие позиции в мировом производстве амортизаторов.